( Журнал "Рюкзачок" №5/6-2011) 

На золотом крыльце сидели:

Микки-Маус, Том и Джерри,

Дональд Дак и три утёнка.

Выходи, ты будешь Понкой!

 

Эта считалочка в моём детстве звучала по-другому: на крыльце сидели царь, царевич, король, королевич… Времена меняются: современные дети мультфильмам про Чебурашку или домовёнка Кузю предпочитают анимационные фильмы с иностранными названиями "Рататуй" или "Мадагаскар".

 

Ежедневно за просмотром мультфильмов ребятишки проводят по нескольку часов. Речь идёт в первую очередь о детях молодых и неопытных мам и пап, а также родителей, которые с головой погружены в работу. Хорошо, если взрослые оставляют для своего чада на дисках (или кассетах) проверенные мультики, а не просто включают детский канал. Неограниченный просмотр детского канала может привести к повышенной тревожности ребёнка: он будет плохо засыпать, ему могут сниться кошмары, пропадёт аппетит. Кроме того, плохая анимация и эмоционально бедные сюжеты приводят к тому, что дети не хотят и не умеют фантазировать, не учатся сочувствовать другим.

 

Вместе с тем хорошие мультики помогают ребятишкам полноценно развиваться: сказочные сюжеты обогащают детскую фантазию, расширяют кругозор, ребёнок учится размышлять, сопереживать, делать выводы. Мультфильмы становятся частью жизни — дети играют в понравившихся персонажей, любят игрушки, изображающие анимационных героев.

 

Даже повзрослев, не стоит отказывать себе в удовольствии посмотреть добрый мультфильм. Хотя бы ради хорошего настроения и возможности вспомнить чудные цитаты: "Это не техника дошла, а я сама сюда дошла, на лыжах", "Крылья, ноги... Главное — хвост!", "У нас этого гуталина — завались", "Кажется, дождь начинается…", " Это ж-ж-ж неспроста!", "Умница, дочка" и др.

 

Зачем нужны мультики

 

Хороший мультфильм — это кладезь полезной информации, он может дать добрый совет, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая понятна ребёнку.

 

Мультики похожи на сказки — в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Чтобы ребёнок смог его понять и осмыслить, ему необходима помощь, поэтому мультфильмы лучше смотреть всей семьёй. Часть информации с экрана (а тем более неоднократно повторяемой) запоминается на уровне подсознания. Так закладываются стереотипы внешности и поведения мужчины и женщины. Во многих современных мультиках женский образ слишком уж сексуален, независим и жесток. И на это родители тоже должны обращать внимание — не для того, чтобы своему сыну или дочери запретить просмотр, а чтобы правильно объяснить и скорректировать его восприятие героев.

Ребёнок постепенно учится отличать белое от чёрного, полезное для себя от ненужного. Но чтобы у малыша сформировались правильные понятия, необходима длительная и целенаправленная работа обоих родителей.

 

Смотрим мультики вместе

 

Памятка для родителей

 

1. После просмотра мультфильма обязательно обсудите с ребёнком увиденное, проанализируйте поведение и слова героев, последствия, к которым привели их поступки. Вместе дайте оценку — хорошо или плохо (справедливо или нет) поступил персонаж.

Если ребёнок младше 6—7 лет, используйте прямые вопросы: "Что помогло Крошке Еноту подружиться с тем, кто живёт в пруду?", "Хорошо ли поступил Карлсон, когда сломал паровую машину Малыша?" и т.д.

 

Со школьниками можно обсуждать мультики на более глубоком уровне: "А ты смог бы подружиться с тем, кто живёт в пруду? Есть ли у тебя такой страх, как у Крошки Енота?", "Почему каждый из жителей леса хотел забрать Бабку Ёжку к себе?" и др.

 

2. Говорите о чувствах, которые испытывали персонажи, об их взаимоотношениях — дружбе, соперничестве, любви, ненависти. Правильно называйте эмоции и чувства героев — злость, радость, зависть, обида, страх. Такие беседы помогут ребёнку лучше понимать других людей, научат осознавать свои собственные чувства и поступки.

 

3. Используйте мультфильмы для развития фантазии. Предложите ребёнку:

— придумать продолжение мультяшной истории (например, новые приключения Карлсона или героев Простоквашино);

— рассказать, что случилось бы, если бы… (Бабку Ёжку забрал к себе Кощей или Леший; Крошка Енот не подружился со своим отражением);

— нарисовать (слепить из пластилина или солёного теста, сделать из природного материала, сшить вместе с родителями) любимых героев мультфильмов;

— придумать (рассказать или написать) биографию персонажа, додумав то, о чём не рассказывалось в мультике;

— некоторое время поступать так, как… (Кот Матроскин, Чебурашка, Мартышка из "38 попугаев", Роди из "Смывайся", попугай Кеша).

 

4. Подготовьте викторину по мультфильмам и устройте соревнование между детьми. Вопросы могут быть тематическими: например, о котах (собаках, мышах) из мультика или по известным песенкам. Ребятишек наверняка заинтересует и задание "Угадай цитату".

 

5. Если у ребёнка возникла какая-нибудь проблема, предложите ему посмотреть мультик, в котором разрешается похожая ситуация, — так проще разобраться самостоятельно, а не по подсказке или требованию взрослого.

 

6. Если вы запрещаете смотреть мультфильм, объясните причину (скажем, пришло время делать уроки или этот мультик не стоит смотреть на ночь, потому что в нём есть страшные сцены). Аргументированный ответ ребёнок поймёт скорее, чем категоричный запрет без объяснения причин.

 

Старый друг лучше?

 

Старшему поколению свойственно идеализировать прошлое и считать, что "в его время" цветы были ярче, булочки мягче, кофе ароматнее, мультики добрее… Есть родители, которые полагают, что дети должны воспитываться исключительно на советской мультипликационной классике. Без сомнений, это очень хорошие и качественные фильмы, на которых выросло не одно поколение. Но будет ли правильно лишать ребёнка возможности жить в своём времени и смотреть ту анимацию, которая нравится его сверстникам? Ведь тогда он почувствует себя лишним при обсуждении популярных мультперсонажей и может стать объектом насмешек. Некоторых родителей смущают "странные" персонажи современных картин или наличие нецензурной лексики, кому-то не нравится нынешняя 3D анимация… "Каких-то злобных монстров показывают! В жизни подобных существ не бывает" — вот аргумент таких родителей. Но ведь Чебурашка, Дюдюка и Мурзилка тоже не существуют в реальности, но мы настолько к ним привыкли в детстве, что с радостью знакомим с ними своих детей. Да и некоторые "монстры" (например, смешарики — животные-шарики) очень симпатичные создания. А герои "Корпорации монстров" могут напугать разве что самого впечатлительного дошкольника.

 

Правильно ли делать выбор за ребёнка

 

Пока малыш не ходит в школу, предлагайте ему только качественные и добрые мультфильмы, в которых вы уверены. Когда же он станет школьником, вместе просматривайте новинки (только те, которые вы считаете полезными), в 3—4 классе предложите своему чаду выбирать самому (исключая мультфильмы со страшными и жестокими сюжетами).

 

И никогда не забывайте после просмотра обсуждать и задавать вопросы!

 

Дошкольники не могут долго удерживать внимание на чём-то одном, поэтому им лучше показывать коротенькие мультфильмы — не более 15 минут. Тогда они и героев запомнят, и сюжет поймут. Полнометражные истории будут интересны детям постарше. Но даже первоклассник не всегда может досмотреть мультик продолжительностью полтора часа. А зарубежные фильмы гораздо длиннее старых советских. Вот и получается, что дошколёнку лучше показать "Бобика в гостях у Барбоса", а третьекласснику — "Историю игрушек".

 

Если вы твёрдо решили, что ваш ребёнок будет смотреть только то, что одобрите лично вы, постарайтесь сделать так, чтобы это стало и его выбором. Но не забывайте, что для полноценного развития нужно иногда смотреть и не самые лучшие образцы мировой мультипликации. Ведь наблюдая, "как делать нельзя", дети тоже многому учатся.

 

Не следует допускать, чтобы ребёнок бесконтрольно просматривал детские каналы.

 

Семейный киносеанс

 

Предлагаемый перечень современных мультфильмов подскажет вам, какие из них можно использовать в семейном воспитании, поднимая разные темы и помогая решить непростые жизненные ситуации.

 

"История игрушек" (США, 1995, 81 мин)

Герои мультфильма — игрушки мальчика Энди Дэвиса — оживают. Ещё с детского сада любимцем мальчика была игрушка-ковбой по имени Вуди. Очередной день рождения Энди из-за скорого переезда его семьи в новый дом был перенесён на несколько дней раньше. Он стал самым кошмарным днём в жизни Вуди, ведь новая игрушка, которую подарили ребёнку, метит на место любимчика! К тому же новичок оказался сильным противником, ведь космический рейнджер Базз Лайтер — мечта каждого мальчишки.

 

Тема дружбы: поговорите о том, что нельзя забывать друзей.

Тема бережного отношения к своим вещам: поговорите о судьбе старых игрушек. Что с ними делать? Выбросить или поделиться с тем, для кого это действительно будет важно?

 

"Смешарики" (3D сериал, Россия, с 2004, одна серия — 6 мин)

 

Забавные животные похожи на шарики. У них смешные имена: Крош, Нюша, Бараш, Лосяш, Кар-Карыч, Совунья, Пин и Копатыч. У каждого из героев свой характер, привычки и увлечения. Серия за серией с ними происходят смешные истории, которые учат детей быть добрыми, смелыми, дружелюбными и находчивыми.

 

Темы дружбы, взаимопомощи, разные философские вопросы: вместе обсуждайте поведение героев. Пусть ребёнок назовёт того, кто ему больше нравится и скажет почему.

 

"Смывайся" (США, 2006, 84 мин)

 

Главного героя зовут Родди. Это домашняя крыса из богатого района Лондона. Однажды в доме появляется крыса по имени Сид, всё это время обитавшая в канализации. Чтобы избавиться от Сида, Родди пытается спустить недруга в унитаз, но сам оказывается в лондонской канализации, где открывает для себя целый крысиный город.

 

Тема одиночества: поговорите с ребёнком, почему плохо, когда нет друзей. Кто более счастлив — одинокий Родди, у которого есть дом и множество благ, или Рита, воспитанная в огромной семье в канализации? Почему?

 

Тема настоящей дружбы: зачем Родди подслушивает разговор, находясь в гостях у Риты? Почему обманывает её? Вместе с ребёнком вспомните, не было ли в его жизни ситуаций, когда он поступал так же, как Родди?

 

"Бабка Ёжка и другие" (Россия, 2008, 70 мин)

 

Маленькая девочка попадает в сказочный лес к героям русских народных сказок — Бабе Яге, Лешему, Кикиморе, Водяному и Кощею. В этой сказке они становятся добрыми и принимают активное участие в жизни девочки.

 

Темы веры в себя, дружбы, взаимоотношений: если ребёнок не уверен в себе и при малейшей трудности опускает руки, предложите ему сделать девизом фразу Бабки Ёжки: "Выход есть всегда!"

 

Поговорите с ребёнком о послушании и о том, к чему ведёт нарушение запретов старших (вспомните, сколько бед случилось из-за того, что Бабка Ёжка без спросу взяла волшебное блюдце). Обсудите загадки, которые задавались Змею Горынычу. Почему его ответы были неправильными? Может ли человек стать счастливым, если у него есть богатство, но нет друзей?

 

Поучительный во многих отношениях и мультфильм "Полёт перед Рождеством" (США, 2008, 1 ч 21 мин), где с помощью друзей оленёнок смог поверить в свои силы, нашёл отца и научился летать.

 

 

"Вверх" (США, 2009, 96 мин)

 

Мальчик Карл и девочка Салли восхищаются героизмом одного лётчика-путешественника. Девочка показывает другу альбом, в котором она собирается записывать свои будущие подвиги. Проходит время, главные герои женятся, но у них нет детей. Вместо детской они оформляют комнату путешествий, откладывают деньги на предстоящее приключение, но… жизнь заставляет тратить эти деньги на другие цели. Когда Салли умирает, Карл находит её "Альбом приключений" — и ему становится горько, что детская мечта так и не осуществилась. Пожилой Карл Фредриксен привязывает к дому тысячу воздушных шаров и отправляется в Южную Америку. Вместе с ним случайно оказывается болтливый мальчишка-скаут по имени Рассел.

 

Они проходят разные испытания и даже становятся хорошими друзьями.

 

Когда Карл полностью пролистывает "Альбом приключений", он видит, что жена заполнила пустые страницы их семейными фотографиями, а в конце написала: "Спасибо за приключение". Это очень трогательный момент, который показывает, как важно ценить то, что мы имеем сейчас, какое место в жизни занимает любимый человек.

 

Тема взаимопомощи, уважительного отношения к старшим: поговорите об отношениях мальчика и старика, о помощи пожилым людям.

 

Хорош для семейного просмотра и мультфильм "Как приручить дракона" (США, 2010, 98 мин). Это история мальчика, который не похож на своих ровесников — он более слабый, неудачливый, потому мечтает победить хотя бы одного дракона, которые регулярно нападают на его деревню. Тогда он получит признание взрослых и сверстников. Когда выпадает шанс убить самого главного дракона, которого боялись все вокруг, мальчик отпускает его, а потом становится его лучшим другом. Вместе они пройдут множество испытаний, прежде чем в деревне поймут: драконы — не враги. Они лишь обороняются, защищая себя от людей.

 

Оригинальное название мультфильма — "Как приручить своего дракона". В названии заложен ещё один смысл: дракон становится символом недостатков каждого из нас. Мы можем безуспешно пытаться их убить, а можем постараться их обуздать. Об этом можно и нужно говорить с ребёнком после просмотра мультфильма. Подведите его к выводу: победить в "войне с собой" может тот, у кого в сердце нет злобы. А самое верное средство избавиться от своих врагов — превратить их в друзей.

 

"Гадкий Я" (США, 2010, 95 мин)

 

Главный герой Грю хочет стать самым великим злодеем и придумывает коварный план похищения Луны. Однако у него появляется соперник — злодей Вектор. Грю удочеряет трёх сестёр-сироток, чтобы с их помощью осуществить ужасный замысел, но постепенно сильно привязывается к девочкам. Классический сюжет, где отрицательный герой превращается в положительного.

 

Тема любви и дружбы: поговорите о том, что перед любовью и добротой бессильны злость и коварство.

 

На заметку родителям

 

Многие современные мультфильмы ориентированы не столько на детскую, сколько на взрослую аудиторию. В них много тонкого юмора, часто используются пародии на известные литературные произведения или популярные фильмы, авторы сознательно забывают о цензуре. Просмотр таких мультиков детьми чреват ранним "взрослением", глупости или пошлости мгновенно запоминаются. К таким мультикам можно отнести м/ф "Масяня", "Fuтurаmа", "Sоuтh раrк", "Губка Боб".

 

Какие мультики выбирает ребёнок

 

Родители должны не только выбирать подходящие мультики для своих детей, но и наблюдать за их поведением во время и после просмотра анимации.

 

Если ваше чадо с восторгом смотрит на экран, где герои постоянно дерутся, убивая всех вокруг, или жестоко мстят обидчику — это тревожный сигнал. Возможно, таким образом малыш пытается выразить свою агрессию (которую дети не всегда могут высказать словами или проявить в поступках). Поговорите с ним, объясните, что герои ведут себя неправильно (обязательно расскажите почему), что за такое поведение в реальном мире человека ждёт наказание.

 

Жестокий фильм может спровоцировать проявление агрессивного поведения в жизни, когда ребёнок начнёт повторять то, что делали его любимые персонажи.

 

Однако и другая крайность — исключительно "добрые" мультики, в которых все герои хорошие, нет никаких опасностей и проблем, — также нежелательна. Если ребёнок привыкнет к миру фантазий, он не получит необходимых навыков социализации в коллективе, будет теряться в сложных ситуациях реальной жизни.

 

Полезный мультфильм тот, в котором есть положительные и отрицательные персонажи, существует конфликт между добром и злом, который в результате разрешается в пользу добра. Герои не должны выглядеть уродливо, люди — слишком непропорционально. Маленького ребёнка такие несоответствия могут дезориентировать в окружающем мире. Мультики должны быть похожи на реальность. Хотя бы немного.

 

Ольга МОИСЕЕНКО