Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Детский мир без жестокости и насилия

Дата: 4 мая 2020 в 15:16, Обновлено 27 ноября 2023 в 12:52
Автор: Добыш А. В.


Сексуальное насилие

       Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений.

      Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.

     Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

       К сексуальному насилию относится:

● демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

● ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;

● сексуальные игры и половой акт с ребёнком;

● демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;

● вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;

● вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

       Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника. Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

      Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.

       Последствия сексуального насилия для ребёнка

Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:

● если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;

● невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;

● взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;

● мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.

       Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.

       Индикаторы сексуального насилия

       К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельё; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность.

        К поведенческим индикаторам относятся внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушённость и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.

       Помощь ребёнку, пострадавшему от сексуального насилия

Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет, например, родители. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

       Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.

             Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.

        Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.

         Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:

● рассержены на ребёнка;

● не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, т.е.

не находят форм ненасильственного наказания;

● сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;

● хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);

● устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;

● имеют проблемы в отношениях друг с другом;

● не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка;

● сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;

● пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;

● неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;

● не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;

●  требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;

● не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;

● не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;

●не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.

       Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям, а также упрощает обучение учащихся мерам защиты от насилия в семье. Последнее очень важно для подростков, которые способны понять и по-своему оценить многие причины происходящего в семье, и, следовательно, выбрать конструктивные способы поведения.

     Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

     Индикаторы физического насилия

     К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся:

следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны, кровоподтёки и т. д.). Данные индикаторы актуальны не только для врачей – их могут выявить прочие специалисты, родители и другие члены семьи и общества.

       К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего физическое насилие по отношению к детям, можно отнести наличие многочисленных личностных и супружеских проблем; экономический стресс; ситуацию, когда родитель сам в детстве подвергался могут разграничить поступок ребёнка и его мотив; насилию или вырос в семье, где использовались чрезмерные наказания и строгая дисциплина; псевдовысокие моральные устои; длительное употребление алкоголя или наркотиков; психическую неуравновешенность; антагонизм, подозрительность и боязнь других людей; социальную изоляцию, отсутствие поддержки со стороны близких или друзей; восприятие ребёнка как источник всех бед или зла; слабый интерес (или его полное отсутствие) к благополучию ребёнка; необъяснимо презрительное, пренебрежительное отношение к ребёнку; безразличие к боли ребёнка; семейные традиции жестокого дисциплинирования детей; непоследовательное (противоречивое) или уклончивое объяснение причин появления телесных повреждений у ребёнка; возложение на ребёнка ответственности за повреждения; постоянную критику, необоснованные требования к ребёнку; обращение к различным врачам или в больницу после каждого случая нанесения телесных повреждений.

      Особенности поведения учащихся подросткового возраста, подвергшихся физическому насилию: побеги из дома, антиобщественное поведение, попытки суицида.

      К поведенческим индикаторам относятся: избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой; затруднения в ситуации, когда необходимо быть вместе с другими; неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.

         Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но все их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

        К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга. Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

        Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

(ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ

Психологическое (эмоциональное) насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

Это преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребёнка к родителю или взрослому, за уважение ребёнка к самому себе и к своим потребностям, необходимым для установления нормальных социальных взаимоотношений.

К формам психологического насилия относят:

1. Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

- враждебное отношение к ребёнку, умаление ценности его личности, унижение, оскорбление, в том числе публичное;

- высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.);

- превращение ребёнка в изгоя, постоянная критика в его адрес, частые наказания, принуждение его выполнять большую часть работы по дому, отказ в поощрении.

2. Терроризирование – угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

- помещение ребёнка в непредсказуемые обстоятельства или ситуацию хаоса;

- оставление ребёнка без присмотра в опасной ситуации;

- нереалистичные ожидания по отношению к ребёнку, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания, нанесения вреда или возникновения опасности, если он не решит эти задачи;

- угроза совершения насилия или насилие в отношении ребенка, в отношении близких ему людей, в отношении тех, кого ребёнок любит (например, домашних животных), любимых им предметов.

3. Изоляция – последовательные действия, направленные на введение необоснованных ограничений на социальные контакты ребёнка, лишение его возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его.

4. Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

- нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

- взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

- отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

5. Эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.

6. Отказ в эмоциональной близости – игнорирование попыток ребёнка наладить отношения и его потребности в общении, нежелание или неспособность выказывать любовь и проявлять ласку к ребёнку.

7. Ограничение свободы передвижения – применение наказаний в виде запирания ребёнка в стенном шкафу или подвале, особенно на продолжительное время.

8. Отказ в удовлетворении потребностей – использование отказа в убежище и запрета спать в качестве наказания.

Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Однако его последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

- беспокойство или тревожность;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость;

- суицидальные угрозы или попытки;

- неумение контактировать с другими людьми;

- малое число друзей или их отсутствие;

- проблемы с учёбой;

- низкая самооценка.

Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран.

Индикаторы психологического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребёнка на то, что ему плохо); замедление физического, психического и общего развития ребёнка.

К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания, фрустрации; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.

К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего психологическое насилие по отношению к детям, можно отнести предъявление ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребёнку, суровые наказания; чрезвычайно критичное отношение к ребёнку, постоянные его обвинения; проявления злости и запугивание ребёнка.

Педагоги и учащиеся должны знать, что Уголовный кодекс Республики Беларусь устанавливает наказание за такие виды насилия, как принуждение человека к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершённое под угрозой применения насилия к нему или его близким; угроза убийства, причинения тяжких телесных повреждений либо уничтожения имущества; оскорбление (выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности потерпевшего, имеющая обобщённый характер, и унижение его чести и достоинства), а также шлепки, толчки, пинки, встряхивание, пощёчины, нежелательные прикосновения, бросание в человека различных предметов и любое намеренное нанесение телесного повреждения.

 Домашнее насилие над детьми: причины

       Основные причины жестокого обращения с детьми носят социальный характер. Особенно это касается физического и сексуального видов насилия, которые чаще всего практикуются в семьях, 

где не принято считаться с нормами этики и морали.

Вот примерный перечень факторов, которыми в большинстве случаев бывает обусловлено жестокое обращение:

  • неполные, малообеспеченные семьи;
  • семьи, в которых один из родителей не приходится ребенку кровным родственником (отчим, мачеха);
  • отсутствие у родителей постоянного места работы;
  • криминальное прошлое родителей или других взрослых членов семьи;
  • наличие у одного или обоих родителей алкогольной или наркотической зависимости;
  • низкий уровень образования и культуры внутри семьи;
  • наличие у ребенка психических, умственных или физических отклонений и пр.

В группу повышенного риска попадают семьи, в которых присутствует сразу несколько факторов, причем на практике именно так и происходит: трудно найти семью алкоголиков или наркоманов, обладающих стабильным заработком и высокими моральными устоями.

      Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что прискорбнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного. 

Насилие над детьми в семье: виды 

      Под категорию «жестокое обращение с детьми» подпадает любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей или тех, на кого их функции возложены законом (например, опекунов или попечителей, воспитателей детских домов и пр.), а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.

       Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на государственном  уровне: статья 19 «Конвенции о правах ребенка» обязывает все участвующие в ней государства  принимать все возможные меры по защите детей от любых форм насилия.

        В нашем  же законодательстве ответственность за подобные действия предусмотрена множеством отраслей права: уголовным, семейным, административным и пр.

 

                                     Физическое насилие

  

Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.

                           Сексуальное насилие

        Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).

          Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.

                     Эмоциональное (психическое) насилие

      Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие может принимать следующие формы:

  • высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
  • оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
  • демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).

        Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации. 

                     Психологическое насилие над детьми 

             Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:

  • формирование у ребенка негативных жизненных установок;
  • задержка умственного, психического или речевого развития;
  • возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
  • снижение способности к обучению;
  • утрата уважительного отношения к родителям;
  • патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.

                 Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.

       Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье. 

  Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Выделяют 3 основных  вида насилия: физическое, психическое, сексуальное.

    Физическое насилие – это любое неслучайное т.е. преднамеренное нанесение повреждения ребенку, которое может привести к смерти, вызывает серьезные нарушения физического или психического здоровья или ведет к отставании в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

      Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:

• необъяснимо возникшие кровоподтеки;

• шрамы,  следы от ногтей, давления пальцев, ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой) следы ожогов;

• необъяснимые переломы, вывихи, раны;

• повреждения внутренних органов в результате удара;

      Последствия физического насилия для ребенка могут быть самыми разными: от незначительных до грубых нарушений, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется многими факторами, в том числе особенностями ребенка, его возрастом, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний

    Чаще всего для детей подвергающихся физическому насилию характерно: раздражительность, болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, жестокость, негативизм или чрезмерная уступчивость, пассивность; замкнутость, недоверие, лживость.

     На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:

• страх перед уходом из школы или детского сада домой, или, наоборот, перед уходом в школу, если насилие применяется в учреждении образования или на улице;

• страх при приближении родителя к ребенку;

• общее избегание ребенком физического контакта;

• побеги из дома;

• ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);

• отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); суицидальные попытки.

     Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.  Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку половых органов, демонстрация порнографического материала, вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

     Указанное насилие является скрытым, внешне не проявляющимся, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и.т.п.)  столкнувшиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Скрывают эту проблему и родители, боясь огласки. А между тем, сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

      Отдаленные последствия перенесенного сексуального насилия

-эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя;

-стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость, «провалы в памяти», навязчивые мысли;

-когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкнутости, пассивности, регрессе в развитии, мыслях о самоубийстве;

Как правило, у жертв сексуального насилия формируется специфическая модель поведения - сексуализированное поведение. У подростков формируются защитные механизмы: беспорядочные половые связи (чаще у девочек), идентификация себя с насильником (чаще у мальчиков). Перенесшие сексуальное насилие дети часто не способны наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Чувство вины и стыда, обычно возникающее у жертв сексуального насилия, мешает установлению дружеских отношений, ведет к изолированности.

      Совет родителям: если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему со стороны какого-либо лица прислушайтесь к его словам, не отрицайте, а попытайтесь разобраться в ситуации, не оставляйте ребенка один на один с этим человеком, а если отношения зашли слишком далеко, помните, что ребенку нужна своевременная помощь специалистов, присутствие рядом человека, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство ценности собственной личности.

      Психическое  (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. Указанные действия выражаются в однократном или храническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.

    Формы психологического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, запугивание, угрозы в словесной форме, оскорбления и унижения ребенка, игнорирование, отвержение,  постоянная ложь и обман со стороны взрослого, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, поддержание постоянного напряжения,  насмешки и.т.д.

Последствия психического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Длительное психическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме. У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: нарушения сна, нервные привычки (кусание пальцев, выдергивание волос, грызет ногти, навязчивые движения: например  раскачивается, бьётся головой о спинку дивана, когда сидит), неумение общаться (излишняя уступчивость или осторожность, чрезмерная потребность во внимании), антисоциальное, деструктивное поведение, поведение, не соответствующее возрасту и уровню развития.

Все перечисленные признаки разных видов насилия еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, оно могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие знаки должны привлечь внимания педагогического работника и родителя.

  Чтобы защитить родителям своего ребенка от насилия первое, что необходимо помнить – это то, что они сами не должны являться источником угрозы для ребёнка.

 А лучший способ защитить ребёнка - построить с ним тёплые доверительные отношения, интересоваться жизнью ребенка, разговаривать, выслушивать, знать о его интересах, увлечениях, круге друзей, посещать школу.

           

       Чтобы ваши дети  могли

                С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ:

Мои родители это -

......самые любимые, дорогие люди на свете,

........пример для меня, те кого я люблю и уважаю,

...... мои защитники,

...... самое дорогое что у меня есть.

                    Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы 

       

              В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

  • передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми
  •  направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
  • вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия и пр.).

            Профилактика жестокого обращения с детьми

               Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:

  • выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);
  • проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;
  • контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;
  • организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;
  • мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);
  • содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

                Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.

 Воспитание ребенка–это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

       При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

         Жестокое обращение с детьми в семье включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями.

 Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

   Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

   Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли.

    Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера (открытое неприятие и постоянная критика ребенка;        угрозы в адрес ребенка в открытой форме;        замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;        преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;        однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму).     

    Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

 -отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

       Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

 -неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

 -наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

 -безработица, постоянные финансовые трудности;

-постоянные супружеские конфликты;                                         

-статус беженцев, вынужденных переселенцев;

 -низкий уровень культуры, образования;

 -негативные семейные традиции;

 -нежелательный ребенок;

 -умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

 Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения.

 Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления

родительскими правами. В связи с этим подобные действия родителей или лиц их заменяющих, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

          Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

 -состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

 -особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

 -низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении;

уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

-отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

 -задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

 -заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

 Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

                                                          

За преступления против жизни и здоровья человека Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрены следующие меры наказания:

по ст.147 умышленное причинение тяжкого телесного повреждениято

есть повреждения, опасного для жизни, …. наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. То же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет;

по ст.149 умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, не опасного для жизни,…. наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом со штрафом или без штрафа, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа, То же деяние, совершенное способом, носящим характер мучения или истязания, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет;

по ст.153 умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, - наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом;

по ст.154 умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотренных статьями 147 и 149, (истязание) - наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа. Истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, либо лицом, ранее судимым за истязание, - наказывается ограничением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа;

по ст.166 половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет;

по ст.167 действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет;

по ст.170 понуждение лица к половому сношению или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) –наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;

по ст.185 принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет;

по ст.186 угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества общеопасным способом, если имелись основания опасаться ее осуществления, – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок;

по ст.189 умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету, –

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы на срок до двух лет;

по ст.339 умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.