«Если мы не можем создать мир,
где дети не будут страдать,давайте
хотя бы сделаем меньшим число
страдающих детей».
Альберт Камю
Как принять ребенка на воспитание в свою семью?
Есть несколько способов принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью.
На языке специалистов по семейному устройству детей эти способы называются формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Наилучшим способом жизнеустройства каждого ребенка являются жизнь и воспитание в родной семье. В нашей стране создана государственная система поддержки семей, воспитывающей детей http://mintrud.gov.by/ru.
Но иногда случается, что родная семья не справляется с воспитанием и содержанием своего ребенка, а социальная помощь и внимание со стороны государственных учреждений и специалистов системы охраны детства не исправляют ситуацию в семье.
Почему ребенок нуждается в новой семье? На эти и другие вопросы читайте на сайте Главного управления образования Гродненского облисполкома Как стать приемными родителями - Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета (edu-grodno.gov.by)
Каждый ребенок имеет право и должен воспитываться в семье, чувствовать любовь и поддержку близких, понимать, что он нужен.
Замещающая семья - форма жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта семейной жизни.
Приемная семья как форма устройства детей имеет целый ряд преимуществ, и большой социальный потенциал. В приемную семью ребенок передается на срок, предусмотренный договором. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения алиментных и наследственных правоотношений. В приемной семье он юридически свободен и может быть усыновлен. На содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, обувь и одежду, коммунальные услуги. Труд приемных родителей оплачивается.
Институт приемной семьи окружает множество страхов и мифов. Например: «Дурная наследственность, или генетическая неизбежность зла», «Психический диагноз», «Социум испортил ребенка или плохое поведение неискоренимо», «Слишком взрослый, чтобы меняться, или личность формируется до трех лет», «Ребенок сделал мне больно, вот, наконец, он проявил свое истинное лицо и в этом его истинная сущность» и другие. Однако нам следует помнить, что мифы складываются часто как следствие недостатка знаний о законах развития психики ребенка, которое восполняется стереотипами, что позволяет взрослому снять чувство вины за неуспех, найти оправдание собственным поступкам или стилю общения с ребенком. Нам следует помнить, что неправильное поведение ребенка – это следствие неправильного обращения и общения взрослого с ним. Жестокость в детях есть отсутствие сострадания, умения чувствовать переживания другого человека, эгоизм – отсутствие постоянной заботы со стороны других людей, агрессия – форма привлечения внимания, когда все другие способы не дали результата, ложь – недоверие миру вокруг. Поэтому зная и понимая, что нужно восполнить и развить в ребенке, вы можете вернуть ему правильное суждение о мире, откорректировать нарушения в его поведении.
Приемная семья как альтернативная форма воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, доказала свою жизнеспособность. Воспитываясь в семье, дети приобретают навыки подготовки к самостоятельной жизни, получают тепло и заботу, что позволяет успешно адаптироваться в обществе. В окружении любящих людей, ребенок чувствует безопасность, уверенность, спокойствие, он открыт людям и счастлив.
Нет ничего ценного у всего человечества, как его продолжение. И это продолжение - наши дети! Не бывает чужих детей, только наше равнодушие делает их чужими нам. Задумайтесь об этом и сделайте всё возможное, что бы дети стали Вашим продолжением!
<article>Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.
Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:
Шаг 1.
Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:
- заявление.
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
- медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;
- письменные согласия совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей);
- сведения о доходе за предшествующий год.
Шаг 2.
Управление (отдел) образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.
Шаг 3.
Управление (отдел) образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересовприемных детей (далее - обучающие курсы). Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.
Шаг 4.
Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.
Шаг 5.
Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.
Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.
Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.
Шаг 6.
После выненсения местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.
</article>Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем -воспитателем ДДСТ предлагаем Вам ознакомиться с алгоритмом принятия ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа, а так же с информацией о том, куда можно обратиться для получения подробной информации:
Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем
Дети должны жить в семье
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке ребенка»-
писал Ф.М.Достоевский. А если в счастливом мире невинные дети
страдают от одиночества, разве этот мир может быть счастливым?
Каждый взрослый человек при виде счастливых и веселых ребятишек непременно улыбнется и подумает: «Они такие непосредственные, искренние, позитивные. Вот так и надо воспринимать мир, вот так и надо радоваться каждому дню, подаренному тебе!»
А где-то рядом с ними живут мальчики и девочки, но в их маленьких глазках, которые должны светиться радостью и счастьем, – совсем недетская тоска.
Ни для кого не секрет, что сотни детей живут в детских домах, приютах, интернатах. А ведь у них могла бы быть совсем другая жизнь. Жизнь с мамой и папой. С мудрыми людьми вокруг, со всеми детскими шалостями, каруселями и летним семейным отдыхом у моря.
«В комнате черная ночь, все спят. Мне снится сон, что я, как будто с мамой и папой, еду на машине к бабушке. Папа шутит, рассказывает смешные анекдоты. Он хочет открыть окна в машине, потому что жарко, но мама не разрешает, ведь я могу простудиться. Мы едем по мосту, и я кричу: «Пошли купаться!» Мы с папой спускаемся к речке, а мама остается на берегу. Папа ныряет и достает из воды темно-зеленого рака. Мама пугается и начинает кричать, а мы с папой – хохотать. Эти девчонки большие трусихи, мужчины смелее…
Теперь я знаю точно, зачем человеку нужны две руки: чтобы одной держать маму, а другой – папу!»
Кто-то скажет, что это обычный сон, но для ребенка, оставшегося без родительской заботы и ласки – это счастливый сон, который обязательно сбудется.
Каждый день мы куда-то спешим, суетимся, ставим перед собой задачи, достигаем поставленных целей, работаем на благо своего предприятия, фирмы, семьи, своих детей. В каждодневной суете мы забываем, что есть дети, которые терпеливо ждут исполнения своих обычных, счастливых снов. Казалось бы, государство делает для них много - построило теплые, уютные детские дома и приюты, выделяет деньги на еду, одежду, обувь, игрушки. Но глаза у маленьких жителей все равно грустные… Отчего бы это? Каждый додумает сам…..
В то же время сотни взрослых людей мечтают стать родителями, подарить свою любовь маленькому человечку, расти вместе с ним, вместе радоваться каждому прожитому дню. И все как-то не решаются сделать первый шаг к своему родительскому счастью… Почему?
Одно из главных препятствий к тому, чтобы тысячи детей, оставшихся без родителей, вновь обрели семью – это мифы и стереотипы, прочно вросшие в общественное сознание. Они пугают, заставляют опускать руки и калечат судьбы детей.
К сожалению, мифы – очень сильны и упорны. Они сидят глубоко в сознании, мешая думать и действовать. Отмахнуться от них невозможно, их можно только преодолевать. А для этого их надо знать.
МИФ 1 «Главная опасность - гены»
Главный враг усыновления и приемного родительства – миф о негативной наследственности сирот. Нередко можно слышать, что «социальные сироты – дети алкоголиков, а потому - никакое воспитание не исправит ребенка, родившегося в неблагополучной семье». К этому мифу прибегают люди, которые сами усыновить, или принять на воспитание ребенка в свою семью не могут или не хотят. Вот такое оправдание.
Необоснованность этого мифа доказывается элементарно. Во-первых, у кандидатов в усыновители и приемные родители есть широкие возможности предварительного знакомства с ребенком, предлагаемым для устройства в замещающую семью. Во-вторых, характер ребенка складывается десятилетиями, и каким вырастет ребенок – зависит от семейной среды и атмосферы, в которой он воспитывается. Ведь генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым.
МИФ 2 «Брошенные дети – больные»
К сожалению, дети из детских домов очень редко могут похвастаться совершенным здоровьем. Многие из них имеют психосоматические заболевания, часто встречаются энурез, лорзаболевания, гастриты. Часто ребятишки имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения в развитии речи и т.д.
Взрослые зачастую не понимают, что причина этих заболеваний кроется в психической травме, которую пережил ребёнок в результате эмоционального отвержения со стороны родителей.
Отсюда следует очень важный вывод: наладится жизнь — и все наладится. Всякий ребенок хочет жить, расти и развиваться. Когда он увидит и поверит, что его любят, за него «болеют», он обязательно постарается наверстать упущенное. И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два жизни в любящей, заботливой семье ребенок буквально расцветает, он быстро растет, развивается, старые болезни проходят.
МИФ 3 «Ребенка из приюта берут только те, у кого своих нет»
То есть приемный ребенок понимается как последняя возможность, когда «правильным» способом стать родителями не удалось. На самом деле это совсем не так. В белорусской практике большинство приемных родителей - люди, уже имеющие детей.
Во всем цивилизованном мире все больше крепнет убеждение, что брать детей в семью - нормально, в этом нет ничего особенного (ни постыдного, ни героического), это обычная человеческая практика.
МИФ 4 «Лучше взять очень маленького, тогда будет как свой»
Стремление взять маленького ребенка может быть вполне оправданным: например, пара, никогда не имевшая детей, хочет насладиться всеми этапами родительства, «понянчиться».
Но в целом стереотип «только маленького» - один из самых вредных для семейного устройства детей. Для многих детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте старше 5-6 лет, это предубеждение становится приговором, обрекая их на жизнь в учреждении. Неужели семилетний ребенок не нуждается в родительском воспитании и заботе?
Опыт показывает, что возраст ребенка (как и пол) далеко не самая важная характеристика при прогнозе успешности его устройства в семью. Трехлетний ребенок с опытом тяжелой эмоциональной травмы, все время проживший в учреждении, может быть гораздо более сложным, чем десятилетний, живший в семье, которая постепенно спивалась, но вместе с тем как-то любила и заботилась.
И все-таки самый опасный миф в любом деле звучит так: «Все равно ничего не изменишь». Но наш опыт, опыт многих семей доказывает, что это не так. Наши семьи не меньше способны любить и заботиться о детях, а наши дети не меньше заслуживают любви и заботы.