ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 3 до 4 лет
Информация для родителей воспитанников.
Предлагаем Вам ознакомиться с особенностями физического и психического развития воспитанников данного возраста.
Физическое развитие. К четырем годам рост ребенка достигает 96 - 107 см, масса тела 14,4 - 18,9 кг. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга.
Дети имеют значительный двигательный опыт: владеют всеми основными движениями, умеют использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; проявляют в движениях элементарные физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Движения становятся разнообразными и координированными. Дети ощущают потребность в движении.
Социально-нравственное и личностное развитие. Объектами внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям - восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам близких, проявляет переживания, способен проявить внимание к ним. Отмечается особенная чувствительность воспитанников к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.
На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны - и в этом находит отражение их позитивное "Я"; другие стеснительны, нерешительны. Надо помочь ребёнку увидеть его собственные достоинства, быть признанным среди сверстников, научиться дружить. Коммуникативная деятельность отличается активностью и стремлением действовать не только "рядом", но "вместе" со сверстником. При этом воспитанники используют как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства.
У воспитанников развивается "Я-актуальное", и динамическое "Я": они способны представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своем "Я" путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется самооценка дошкольника. Сначала - общая, позже все отчетливее проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности (хорошо рисую, хорошо пою и танцую). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Теперь ребенок гордится не только наличием самого умения, достижения, сколько его качеством (хорошо рисую машинку, быстро бегаю и т.д.).
Появляется ролевая игра. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.
Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в овладении навыками самообслуживания, они включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивают способы действий с предметами-орудиями (начинают пользоваться лопаткой, молоточком и т.д.), приобретают элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.
Познавательное развитие. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал - как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами и их количество возрастает. Совершенствуются обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.
Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.
Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.
У детей начинает проявляться воображение. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.
В деятельности воспитанников возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет поведение ребенка. Теперь он в состоянии запоминать и припомнить правила. Он способен внимательно разглядывать что-либо для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них новое.
Активизация непроизвольного запоминания и воспроизведения информации, полученной при помощи органов чувств, запоминания и воспроизведения разнообразного материала способствует развитию памяти.
Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).
Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями. Огромное значение приобретает познавательная функция речи - в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия - ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т.д.).
Эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще несовершенны. Четвертый год жизни - время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых ребенком предметов.
Воспитанники проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыки, узнают знакомые произведения, называют их. Различают звуки по высоте, тембры музыкальных инструментов. Дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно.
Развиваются эстетические чувства воспитанников. Они сопереживают героям любимых сказок, краскам природы, книжной графике, используют цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения ребенок способен проявить симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Вообще же дошкольникам этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.