Консультация для родителей " Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате - бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство взрослых.
Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.<v:rect alt="https://lh6.googleusercontent.com/XgLi_GK9SvcUqeLiT1onNKPPQOaA1laUcWkvuxjTgml0Pq0R7ubb2YFcdVZzvvHj4tE6NL-xqrt2xr7PQQ8-jEtX6wj5mykkmlesyxNeZAuzO_2XADZG3A8UAqj510e0oUY" filled="f" id="AutoShape_x0020_4" o:gfxdata="UEsDBBQABgAIAAAAIQC75UiUBQEAAB4CAAATAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbKSRvU7DMBSF dyTewfKKEqcMCKEmHfgZgaE8wMW+SSwc27JvS/v23KTJgkoXFsu+P+c7Ol5vDoMTe0zZBl/LVVlJ gV4HY31Xy4/tS3EvRSbwBlzwWMsjZrlprq/W22PELHjb51r2RPFBqax7HCCXIaLnThvSAMTP1KkI +gs6VLdVdad08ISeCho1ZLN+whZ2jsTzgcsnJwldluLxNDiyagkxOquB2Knae/OLUsyEkjenmdzb mG/YhlRnCWPnb8C898bRJGtQvEOiVxjYhtLOxs8AySiT4JuDystlVV4WPeM6tK3VaILeDZxIOSsu ti/jidNGNZ3/J08yC1dNv9v8AAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEArTA/8cEAAAAyAQAACwAAAF9y ZWxzLy5yZWxzhI/NCsIwEITvgu8Q9m7TehCRpr2I4FX0AdZk2wbbJGTj39ubi6AgeJtl2G9m6vYx jeJGka13CqqiBEFOe2Ndr+B03C3WIDihMzh6RwqexNA281l9oBFTfuLBBhaZ4ljBkFLYSMl6oAm5 8IFcdjofJ0z5jL0MqC/Yk1yW5UrGTwY0X0yxNwri3lQgjs+Qk/+zfddZTVuvrxO59CNCmoj3vCwj MfaUFOjRhrPHaN4Wv0VV5OYgm1p+LW1eAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA/NleUHoDAAAsBwAA HwAAAGNsaXBib2FyZC9kcmF3aW5ncy9kcmF3aW5nMS54bWykVV1v4jgUfV9p/kPk95QkDZCgSUeU j85qmJaWstvpy8g4Jgl17GCbELra/743DhTarjTSNA/gj+vjc+899/rzlypnVkmlygSPkHvmIIty IuKMJxGa34/tAFlKYx5jJjiN0I4q9OXi0x+fcS+RuEgzYgECVz0coVTrotdqKZLSHKszUVAOe0sh c6xhKpNWLPEWkHPW8hyn08pxxtHFEWqINbY2MvsNKCbIE40HmJdYASQjvdOVPUdGPo6Me7y8ksWs mMqaObkup9LK4ghB5DjOIUSotd/Ym8G09eZUcgSoljKv7cVyaVUGZVf/GgxaaYvAonceuF4bLiCw 53YD1+2297ekN/9zjqSjX5wEQs3FMDgho4qaCi/fe3d+8K6/0WKW4oJaPrJiqohsYqog8yztnCVC JIxuFJVEcE25PiMibz0kk+zn1bdwVpL5mk6ye1fw62/T6e0N7rsMz8nfT+WmWt2DNJzp2rnrbhYL 78eYxH89Ppfl15WvR53riV2tpfYq2Z3e3gb2aqQfOttVO989PeWMql11TR/7m+ebn95Df/h4dd4P 5v31qu061BHzHy9pOTinigmIRllcDFLME9pXBSUaAgyuHpakFNuU4ljVy00iIeMNgknqEQxksNh+ FzEoAEOMjK4/ktyXFOFeIZW+oiK36kGEJNA08LicKN2wOpiY/IlxxphREOOvFgCzWQFlwdF6r9aY Kbl/QiccBaPAt32vM7J9Zzi0++OBb3fGILfh+XAwGLr/1ve6fi/N4pjy+ppD+bv+u9rKMyKFEstG AiDwjNBDC4AG4DrHBqAEy+IarqakZLIYMGmVmEVobL597E/MWq9pmBoDX9645Hq+c+mF9rgTdG1/ 7LftsOsEtuOGl2HH8UN/OH7t0iTj9OMuWdsIhW2vbbJ0QvqNb4753vuGe3mmqbRYlkcoeDHCvVqK Ix6b1GqcsWZ8Eoqa/jEUkO5DomGo9i1LVzNT5rq6FPGuDtgC/kG+UoC4oMvAcwCDVMhnZG2hyUdI rTdYUmSxPzlUQuj6PphpM/HbXQ8m8nRncbqDOQGoCGlkNcOBhhkc2RQyS1K4yTVh4qJuLctsL+iG U82OKT3TO0aN14Y55fEUS3wHnBlULlTExr6b7+MIFuDs0TloRbPiDkqmKZTGexMOMHzzTpij+3et foxO5xf/AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA1JJnzvgGAABqHAAAGgAAAGNsaXBib2FyZC90aGVt ZS90aGVtZTEueG1s7FlPb9xEFL8j8R1GvrfZ/81G3VTZzW4DbUqU3Rb1OGvP2kPGHms8m3RvVXpE AiEK4kAlOHFAQKRW4tJ+h/QzBIqgSP0KvJmxvZ6sQ9I2ggqaQ9Z+/s37/968sS9fuRMytEtEQnnU caoXKw4ikcs9Gvkd5+ZocGHZQYnEkYcZj0jHmZHEubL67juX8YrLaDzmWHijgIQEAaMoWcEdJ5Ay XllaSlwg4+Qij0kEzyZchFjCrfCXPIH3QEDIlmqVSmspxDRyVoGjVIz6DP5FMlEEl4mhYkNQhEOQ fvjt0/3Dg8Mnh48OD57ehesn8PupXuvtVNWKZJb0mEC7mHUckOHxvRG5Ix3EcCLhQcep6D9nafXy El5JFzF5wtrCuoH+S9elC7ydmpYp/HEutDpotC+t5/w1gMlFXL/f7/WrOT8NwK4Llhtdijwbg+Vq N+NZAJnLRd69SrPSsPEF/vUFndvdbrfZTnUxTDXIXDYW8MuVVmOtZuE1yOCbC/hGd63Xa1l4DTL4 1gJ+cKndath4DQoYjXYW0Cqgg0HKPYdMONsohS8DfLmSwucoyIY825SICY/kWXMvxB9xMYAFaiHD kkZIzmIywS7kbA+HY0GxEohXCC48MSQ3WSAp2ShxBY1lx3k/xpFTgLx4/MOLxw/R0f6jo/2fj+7d O9r/yTCyVm3gyC+uev7dZ38+uIv+ePjN8/tflOOTIv7XHz/+5cnn5UAop7l5z748+O3RwbOvPvn9 +/sl8DWBx0X4iIYkQTfIHtrmIRimvWJrTsbi5VaMAkyLK9YiP8ERVlJK+PdlYKFvzDBLo2Pp0SW2 B28JaCdlwKvTjyyFh4GYSloi+VoQWsBNzlmXi1IvXFOyCm4eTSO/XLiYFnHbGO+Wye7hyIpvfxpD X83S0jK8FxBLzS2GI4l9EhGJ1DO+Q0iJdbcptfy6SV3BEz6R6DZFXUxLXTKiYyub5os2aAhxmZXZ DPG2fLN5C3U5K7N6nezaSKgKzEqUHxFmufEqnkoclrEc4ZAVHX4dy6BMyeFMuEVcP5EQaZ8wjvoe SZKyNR8IsLcQ9GsYOlhp2DfZLLSRQtKdMp7XMedF5Drf6QU4jMuwQxoFRex7yQ6kKEZbXJbBN7ld Ieoe4oCjE8N9ixIr3Kd3g5vUt1SaJ4h6MhUlsbxKuJW/wxmbYKJbDTR5q1eHNPq7xs0odG4j4fwa N7TKZ18/KNH7TW3Za7B7ldXMxrFGfRLueHvuceHRN787r+NptEWgIBa3qLfN+W1zdv7zzfmkej7/ ljzvwtCg1SxiBm89hodnnsInlLGhnDFyPdGDeAJ7kTcAouKjT6MkP6XFAVyqygaBFs4XWK9BgssP qQyGAY5hiK86iomfpKz9BMU8gcOkJpfyVng4CEhzFG2qQ4rpJAmWm9wz5LoiZ2eRnI3WytcH4ExQ XTE4q7D6pZQp2PYqwqpKqTNLq2rVdJO0pOUmKxfrQzy4PDcNiLk3YchBMBqBl1vwPkCJhsMPZsRT fjcxysKio3CeIUoC7JE0RsruxRhVdZCyXFkwRNlhkkEdLE/xWkFaW7F9DWlnCVJRXOMEcVn0XidK WQbPowTcjpcji4rFySK013HazVrTQS6OO84Ezs1wGcYQ9UTNlZj58EbKlcKk/anFrKt8Hs12Zphd BFV4NWL8vmCw1Qdikch1nAQmNfSjNAVYpCQZ/WtNcOt5GVDSjc6mRX0ZkuFf0wL8aIeWTCbElcVg FyjKd+Y2baV8KokYBt4eGrOp2MYQfpWqYI9HE3j9oTuCuoF3d8rb+pHdnNOiK74x0zhDxywOcNpu VYlmlWzguiHlOui7gnpgW6nu2riXN0WX/DmZUkzj/5kpaj+BtxF1T0XAhRfDAiNVKR2HCxlw6EJx QN2BgEFC9w7IFnj/C48hqeAttv4VZFf9mpozPHRZw6FSblMfCQr7kQwEIVvQlnT2ncKsmu5dhiVL GemMKqibxEbtMdklbKR6YEvt7Q4KINV1N0nbgMYdzz/7Pq2gsa+GnGK9WZ0s33tNDfzTk48pZjDK 7sN6oMn8n6uYjwfzXdWs18uzvbdoiHowH7MaWVWAsMJW0E7L/hVVeMmt1nSsBYtrzUw5iOKixUDM B6IY3ikh9Q/2PypcRnQaqw11xLehtyL4uKGYQdpAVl8wgwdSDdIQxzA4GaJJJsXKuDYdnZTXss36 nCfdXO4xZyvNzhLvl3R2PpzZ4qxaPE9npx62fG1oJ7oaInu8RIE0yQ42OjBlX742cYzGfrXjwNcm CPQduILvVQ7QaopWUzS4go9QMCyZL0cdJ73IKPDcUHJMPaPUM0wjozQySjOjwHCWfqPJKC3oVOqz CnzmUz8Oyr6gwASXfnHJmqr1eXD1LwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAJxmRkG7AAAAJAEAACoA AABjbGlwYm9hcmQvZHJhd2luZ3MvX3JlbHMvZHJhd2luZzEueG1sLnJlbHOEj80KwjAQhO+C7xD2 btJ6EJEmvYjQq9QHCMk2LTY/JFHs2xvoRUHwsjCz7DezTfuyM3liTJN3HGpaAUGnvJ6c4XDrL7sj kJSl03L2DjksmKAV201zxVnmcpTGKSRSKC5xGHMOJ8aSGtHKRH1AVzaDj1bmIqNhQaq7NMj2VXVg 8ZMB4otJOs0hdroG0i+hJP9n+2GYFJ69elh0+UcEy6UXFqCMBjMHSldnnTUtXYGJhn39Jt4AAAD/ /wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALvlSJQFAQAAHgIAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50 X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEArTA/8cEAAAAyAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAA2AQAA X3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA/NleUHoDAAAsBwAAHwAAAAAAAAAAAAAAAAAgAgAA Y2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL2RyYXdpbmcxLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDUkmfO+AYAAGoc AAAaAAAAAAAAAAAAAAAAANcFAABjbGlwYm9hcmQvdGhlbWUvdGhlbWUxLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQCcZkZBuwAAACQBAAAqAAAAAAAAAAAAAAAAAAcNAABjbGlwYm9hcmQvZHJhd2luZ3MvX3Jl bHMvZHJhd2luZzEueG1sLnJlbHNQSwUGAAAAAAUABQBnAQAACg4AAAAA " stroked="f" style="width:187.5pt; height:140.25pt; v-text-anchor:top"> <o:lock aspectratio="t" v:ext="edit"> <w:wrap type="none"> <w:anchorlock> </w:anchorlock></w:wrap></o:lock></v:rect>
Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Чтобы пятка сразу оказалась на месте, колки надеваю с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка, пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.<v:rect alt="https://lh4.googleusercontent.com/owvwQuU-f_ISNGO_iWiAK9EeDb25cORR-R7u1JoWX5lOjwI7tq4A3qM15lYZUF31PQR64Blc4qxnk6RXgDbIJ7nOilBYx3-XGtMdTM1m907eYsja038wFd20bljT4p61tLY" filled="f" id="AutoShape_x0020_5" o:gfxdata="UEsDBBQABgAIAAAAIQC75UiUBQEAAB4CAAATAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbKSRvU7DMBSF dyTewfKKEqcMCKEmHfgZgaE8wMW+SSwc27JvS/v23KTJgkoXFsu+P+c7Ol5vDoMTe0zZBl/LVVlJ gV4HY31Xy4/tS3EvRSbwBlzwWMsjZrlprq/W22PELHjb51r2RPFBqax7HCCXIaLnThvSAMTP1KkI +gs6VLdVdad08ISeCho1ZLN+whZ2jsTzgcsnJwldluLxNDiyagkxOquB2Knae/OLUsyEkjenmdzb mG/YhlRnCWPnb8C898bRJGtQvEOiVxjYhtLOxs8AySiT4JuDystlVV4WPeM6tK3VaILeDZxIOSsu ti/jidNGNZ3/J08yC1dNv9v8AAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEArTA/8cEAAAAyAQAACwAAAF9y ZWxzLy5yZWxzhI/NCsIwEITvgu8Q9m7TehCRpr2I4FX0AdZk2wbbJGTj39ubi6AgeJtl2G9m6vYx jeJGka13CqqiBEFOe2Ndr+B03C3WIDihMzh6RwqexNA281l9oBFTfuLBBhaZ4ljBkFLYSMl6oAm5 8IFcdjofJ0z5jL0MqC/Yk1yW5UrGTwY0X0yxNwri3lQgjs+Qk/+zfddZTVuvrxO59CNCmoj3vCwj MfaUFOjRhrPHaN4Wv0VV5OYgm1p+LW1eAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdkAxc3gDAAAsBwAA HwAAAGNsaXBib2FyZC9kcmF3aW5ncy9kcmF3aW5nMS54bWykVdlu4zYUfS/QfxD4rliSKckyRhl4 U5CZZJyxE0zSlwFN0ZIyFKmQ9JIW/fdeLY6dpECBRg82l8vDc+7GT5/3Jbe2TOlCihi5Zw6ymKAy LUQWo7vbxB4gSxsiUsKlYDF6Zhp9Pv/9t09kmClS5QW1AEHoIYlRbkw17PU0zVlJ9JmsmIC9tVQl MTBVWS9VZAfIJe95jhP0SlIIdH6EmhJDrI0q/gcUl/QXSydEbIkGSE6HpysdR04/jkyGYnuhqmV1 o2rm9Nv2RllFGiPwnCAluAj1uo3ODKa9N6eyI8B+rcraXq7X1r5Bea5/Gwy2NxaFRQ8HQRT6yKKw 5w5wOPA7C5rP/+UczWf/cRIItRfD4ISMrmoqYvtenXdQN9oYucxJxSzgkzJNVetTDZHnOT7LpMw4 22imqBSGCXNGZdmTu+3u++bOXv+8XH67mP8sfhSjr9GMTVeeT+eLhb0IN+4X+ePe5/PH3WVonvCo /3Tt+vzhj7uk7958XwR4zCl+2otfweI+m64uv4RiXvDxw75v31+Y6/T22i0jJ2QP+pE4/cEuST1n xR9vcRW45urhJSwHcbq6gqTRlpCTnIiMjXTFqAEHg9TDklJylzOS6nq5DSREvEVognoEgzRY7a5l ChlAwEdNXn8kuC8hIsNKaXPBZGnVgxgpoNnAk+2VNi2rg0kTP5kUnDcZxMWrBcBsVyCz4Gi9V+dY U3J/RU40G8wG2MZeMLOxM53ao2SC7SBxQ3/an04mU/fv+l4XD/MiTZmorzmUv4vf1VZZUCW1XHcp sF4XlB1aADQA1zk2AC15kdZwNSWtstWEK2tLeIyS5ut8f2LWe02jqTHQ8kaS62Fn7EV2EgxCGyfY t6PQGdiOG42jwMERniavJV0Vgn1ckrWLUeR7fhOlE9JvtDnN914bGZaFYcriRRmjwYsRGdapOBNp E1pDCt6OT1xR0z+6AsJ9CDQMddeyzH7ZlLnZj2X6XDtsBf+QvkpCckEbg+cABrlUfyJrB00+Rvpp QxRDFr8UUAmRizGYmWaC/dCDiTrdWZ3uEEEBKkYGWe1wYmAGRzaVKrIcbnIbNwlZt5Z10SV0y6lm x7VZmmfOGtUNcybSG6LIAjhzqFyoiI29uOv8CBYg9igOWtGyWkDJtIXSqm/cAYZv3onmaPeu1Y/R 6fz8HwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhANSSZ874BgAAahwAABoAAABjbGlwYm9hcmQvdGhlbWUv dGhlbWUxLnhtbOxZT2/cRBS/I/EdRr632f/NRt1U2c1uA21KlN0W9Thrz9pDxh5rPJt0b1V6RAIh CuJAJThxQECkVuLSfof0MwSKoEj9CryZsb2erEPSNoIKmkPWfv7N+//evLEvX7kTMrRLREJ51HGq FysOIpHLPRr5HefmaHBh2UGJxJGHGY9Ix5mRxLmy+u47l/GKy2g85lh4o4CEBAGjKFnBHSeQMl5Z WkpcIOPkIo9JBM8mXIRYwq3wlzyB90BAyJZqlUprKcQ0claBo1SM+gz+RTJRBJeJoWJDUIRDkH74 7dP9w4PDJ4ePDg+e3oXrJ/D7qV7r7VTVimSW9JhAu5h1HJDh8b0RuSMdxHAi4UHHqeg/Z2n18hJe SRcxecLawrqB/kvXpQu8nZqWKfxxLrQ6aLQvref8NYDJRVy/3+/1qzk/DcCuC5YbXYo8G4Plajfj WQCZy0XevUqz0rDxBf71BZ3b3W632U51MUw1yFw2FvDLlVZjrWbhNcjgmwv4Rnet12tZeA0y+NYC fnCp3WrYeA0KGI12FtAqoINByj2HTDjbKIUvA3y5ksLnKMiGPNuUiAmP5FlzL8QfcTGABWohw5JG SM5iMsEu5GwPh2NBsRKIVwguPDEkN1kgKdkocQWNZcd5P8aRU4C8ePzDi8cP0dH+o6P9n4/u3Tva /8kwslZt4Mgvrnr+3Wd/PriL/nj4zfP7X5TjkyL+1x8//uXJ5+VAKKe5ec++PPjt0cGzrz75/fv7 JfA1gcdF+IiGJEE3yB7a5iEYpr1ia07G4uVWjAJMiyvWIj/BEVZSSvj3ZWChb8wwS6Nj6dEltgdv CWgnZcCr048shYeBmEpaIvlaEFrATc5Zl4tSL1xTsgpuHk0jv1y4mBZx2xjvlsnu4ciKb38aQ1/N 0tIyvBcQS80thiOJfRIRidQzvkNIiXW3KbX8ukldwRM+keg2RV1MS10yomMrm+aLNmgIcZmV2Qzx tnyzeQt1OSuzep3s2kioCsxKlB8RZrnxKp5KHJaxHOGQFR1+HcugTMnhTLhFXD+REGmfMI76HkmS sjUfCLC3EPRrGDpYadg32Sy0kULSnTKe1zHnReQ63+kFOIzLsEMaBUXse8kOpChGW1yWwTe5XSHq HuKAoxPDfYsSK9ynd4Ob1LdUmieIejIVJbG8SriVv8MZm2CiWw00eatXhzT6u8bNKHRuI+H8Gje0 ymdfPyjR+01t2Wuwe5XVzMaxRn0S7nh77nHh0Te/O6/jabRFoCAWt6i3zfltc3b+8835pHo+/5Y8 78LQoNUsYgZvPYaHZ57CJ5SxoZwxcj3Rg3gCe5E3AKLio0+jJD+lxQFcqsoGgRbOF1ivQYLLD6kM hgGOYYivOoqJn6Ss/QTFPIHDpCaX8lZ4OAhIcxRtqkOK6SQJlpvcM+S6ImdnkZyN1srXB+BMUF0x OKuw+qWUKdj2KsKqSqkzS6tq1XSTtKTlJisX60M8uDw3DYi5N2HIQTAagZdb8D5AiYbDD2bEU343 McrCoqNwniFKAuyRNEbK7sUYVXWQslxZMETZYZJBHSxP8VpBWluxfQ1pZwlSUVzjBHFZ9F4nSlkG z6ME3I6XI4uKxckitNdx2s1a00EujjvOBM7NcBnGEPVEzZWY+fBGypXCpP2pxayrfB7NdmaYXQRV eDVi/L5gsNUHYpHIdZwEJjX0ozQFWKQkGf1rTXDreRlQ0o3OpkV9GZLhX9MC/GiHlkwmxJXFYBco ynfmNm2lfCqJGAbeHhqzqdjGEH6VqmCPRxN4/aE7grqBd3fK2/qR3ZzToiu+MdM4Q8csDnDablWJ ZpVs4Loh5Trou4J6YFup7tq4lzdFl/w5mVJM4/+ZKWo/gbcRdU9FwIUXwwIjVSkdhwsZcOhCcUDd gYBBQvcOyBZ4/wuPIangLbb+FWRX/ZqaMzx0WcOhUm5THwkK+5EMBCFb0JZ09p3CrJruXYYlSxnp jCqom8RG7THZJWykemBL7e0OCiDVdTdJ24DGHc8/+z6toLGvhpxivVmdLN97TQ3805OPKWYwyu7D eqDJ/J+rmI8H813VrNfLs723aIh6MB+zGllVgLDCVtBOy/4VVXjJrdZ0rAWLa81MOYjiosVAzAei GN4pIfUP9j8qXEZ0GqsNdcS3obci+LihmEHaQFZfMIMHUg3SEMcwOBmiSSbFyrg2HZ2U17LN+pwn 3VzuMWcrzc4S75d0dj6c2eKsWjxPZ6cetnxtaCe6GiJ7vESBNMkONjowZV++NnGMxn6148DXJgj0 HbiC71UO0GqKVlM0uIKPUDAsmS9HHSe9yCjw3FByTD2j1DNMI6M0Mkozo8Bwln6jySgt6FTqswp8 5lM/Dsq+oMAEl35xyZqq9Xlw9S8AAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCcZkZBuwAAACQBAAAqAAAA Y2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL19yZWxzL2RyYXdpbmcxLnhtbC5yZWxzhI/NCsIwEITvgu8Q9m7S ehCRJr2I0KvUBwjJNi02PyRR7Nsb6EVB8LIws+w3s037sjN5YkyTdxxqWgFBp7yenOFw6y+7I5CU pdNy9g45LJigFdtNc8VZ5nKUxikkUigucRhzDifGkhrRykR9QFc2g49W5iKjYUGquzTI9lV1YPGT AeKLSTrNIXa6BtIvoST/Z/thmBSevXpYdPlHBMulFxagjAYzB0pXZ501LV2BiYZ9/SbeAAAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC75UiUBQEAAB4CAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAK0wP/HBAAAAMgEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAANgEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAHZAMXN4AwAALAcAAB8AAAAAAAAAAAAAAAAAIAIAAGNs aXBib2FyZC9kcmF3aW5ncy9kcmF3aW5nMS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA1JJnzvgGAABqHAAA GgAAAAAAAAAAAAAAAADVBQAAY2xpcGJvYXJkL3RoZW1lL3RoZW1lMS54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEAnGZGQbsAAAAkAQAAKgAAAAAAAAAAAAAAAAAFDQAAY2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL19yZWxz L2RyYXdpbmcxLnhtbC5yZWxzUEsFBgAAAAAFAAUAZwEAAAgOAAAAAA== " stroked="f" style="width:194.25pt; height:145.5pt; v-text-anchor:top"> <o:lock aspectratio="t" v:ext="edit"> <w:wrap type="none"> <w:anchorlock> </w:anchorlock></w:wrap></o:lock></v:rect>
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано
ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.
Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.